Скромняжка

Специфика отношений психолог-клиент

Вы здесь

Перейти к комментариям


Психологический механизм нездоровых отношений с психологом как наставником часто можно описать как «бессознательное раздувание образа» и «построение проекций» на психологической консультации. Например, мы можем работать над развитием сострадания к людям. В этом процессе, однако, пока мы еще испытываем влияние омрачающих моделей, мы можем отрицать или подавлять нарциссические стороны своей личности. Бессознательное раздувание образа может затем выявляться в подходе «святее, чем вы». Далее раздувание образа способно выявляться в нарциссической предвзятости чувства почитания и его сверх-акцентировании. Мы можем также проецировать это раздувание на наставника и в результате идентифицировать себя эмоционально с учителем или его линией преемственности.



В построении проекций и возникновении сверхэмоциональности относительно наставника и линии преемственности может происходить дополняющее их «сдутие» образа. По контрасту с ними мы можем чувствовать, что сами не дотягиваем до них. И чем совершеннее представляются учитель и линия преемственности, тем хуже мы можем представляться себе в своих глазах. Если мы затем раздуваем отрицательный образ себя, мы можем болезненно фиксироваться на чувствах самоуничижения и депрессии. Мы можем почувствовать, что должны жертвовать собой. Следовательно, наша практика сострадания может бессознательно преобразоваться в упражнение по мученичеству во славу наставника и линии преемственности.


Затем, на консультации психолога, может происходить, что мы будем еще больше раздувать и проецировать негативность на тех учителей и линии преемственности, которые предположительно являются соперниками наших наставников. В результате мы можем увеличить их до масштаба дьявола и стать фанатичными сектантами. Кроме того, если восславленный наставник каким-нибудь образом разочарует или отвергнет нас, мы можем раздуть свое чувство низкой самооценки и какую-то одну или больше своих так называемых неадекватных черт и в результате чувствовать, что мы – плохие ученики и заслуживаем наказания. Или же, в дополнение, мы можем раздувать свое отрицание и начать чувствовать, что психолог такой же злодей, как сам сатана.


Чтобы постараться избежать раздувания и построения отрицательных проекций, мы можем принять во внимание не только ошибки и недостатки своего психолога, но также и наших собственных. При признании собственных недостатков нам надо увидеть, что они не существуют как пороки, сами по себе. Это прозрение может позволить развить здоровые подходы в отношении к омрачающим эмоциям и установкам, еще остающимся на текущих стадиях нашего развития. Достигнутое равновесие, поможет защитить свои отношения с наставником от сползания в нездоровое состояние.



Также надо постараться не идеализировать психолога. Идеализация подразумевает приписывание благих качеств другим людям которые их, в действительности, не имеют. Например, мы можем переносить в проекции и видеть в своих наставниках те благие качества, которые у нас самих отсутствуют или в которых мы нуждаемся. Часто бывает, что в детстве мы проецируем эти качества на родителей, но не получаем от них того обращения, которое ожидаем. Даже когда наши наставники имеют те качества, которые у нас отсутствуют, в которых мы нуждаемся, или которые жаждем, чтобы имели наши родители, - мы можем раздувать их до невозможных пропорций и таким образом выдвигать своих учителей за пределы досягаемости.



Поскольку самоуничижение обычно сопровождается или идеализацией или раздуванием образа, нам надо понять, что благие качества, которые мы видим, отражают скрытый потенциал нашей собственной природы. Это постижение истинно вне зависимости от того, имеют ли в действительности наши наставники те качества, которые соответствуют нашим проекциям. Однако в здоровых взаимоотношениях с духовным наставником мы акцентируем внимание только на на благих качествах, которые психолог в действительности имеет, без преувеличения или приукрашивания их еще и теми качествами, которые мы хотели бы, чтобы он или она имели.


Чувство благоговения



Как говорилось выше, здоровые взаимоотношения с духовным наставником не содержат в себе невротического благоговения, которое сочетает эмоциональное горение с бессознательной покорностью. Тем не менее, даже когда присутствуют некоторые из положительных по своему потенциалу аспектов благоговения, все равно могут возникать трудности. Предположим для примера, что возвышающее нас чувство развивается из забвения себя в благоговении перед чем-то более великим. Преданные люди могут забывать себя от великолепия ритуалов или перед лицом Бога, государства, просто некоторых причин или великих персонажей. Когда забвение себя приводит к потере чувства ложного «я», тогда благоговение – это здоровая, конструктивная эмоция.



В некоторых контекстах теистических религий, однако, набожные люди, полностью преданные Богу или святому, забывают себя в благоговении перед непознаваемым таинством. В своей классической форме благоговение случается при некотором всплеске веры. Эта форма благоговения иногда приносит проблемы, поскольку почитатели могут переносить в проекции целые бессознательные стороны своих личностей. В результате, пока они рассматривают объект почитания как таинство, выходящее за пределы того, что мы можем знать, до тех пор они могут испытывать блокирующие препятствия для включения своих бессознательных потенциалов в сознательное состояние. Таким образом, может происходить блокирование постижения своей собственной идеальной природы. Более того, в забвении самих себя при чувстве благоговения перед бессознательным люди могут сделаться предметом манипуляции или возможного дурного обращения в определенные моменты религиозного радения.



Если клиенты переносят в проекции непознаваемое таинство на психолога и забывают себя в обожании и благоговении, результатом могут быть серьезные помехи, блокирующие здоровые взаимоотношения. Если мы страдаем от этой проблемы, тогда мы можем потерять всякое чувство не только ложного «я», но также и относительного «я» и сделаться при этом сверхзависимыми от превращенного в идола психолога, которому можно только поклоняться и перед которым можно только благоговеть. Кроме того, рассмотрение качеств и действий наставника как непознаваемого таинства, превосходящего пределы всех мыслей, концепций, слов и чувства хорошего или плохого, может вызвать опустошительные последствия.



Источник PsyStatus.ru – психологическая консультация

Комментарии

вверх ссылка
13.06.2008 - 23:12

лень читать смущена

вверх ссылка
14.06.2008 - 10:52

Статья прикольная! Кстати, я работаю психологом и столько наслушалась смешного, даже от своих знакомых..что мы, психологи (причем все, без исключения) владеем гипнозом, поэтому нас все боятся...мы можем читать мысли...чуть ли предметы можем двигать силой мыслью пусик

вверх ссылка
15.06.2008 - 13:26

а еще все счиатет психолога волшебником, который может в миг сотворить чудо!

вверх ссылка
17.06.2008 - 20:34

Ниасилила :(

- Рождество, знаешь ли, случается только раз в году. Так говорили наши прабабушки, и, сдается мне, не так уж много с тех пор изменилось.

Блондинки умничают

Если вы самый умный в комнате, значит вы не в той комнате
Если бог за тебя, то кто против тебя?
Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! (Винни-Пух)
Нормально идти в гости, когда зовут. Ужасно идти в гости, когда не зовут. Однако самое лучшее — это когда зовут, а ты не идешь. С. Довлатов
Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых, а чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе говоря — беспринципных. С. Довлатов
Если всё расписано на небесах, что же остаётся человеку? … — Подробности … придумай подробности - сочинишь судьбу …
А может стоит все же поднять свою попу?